ПОСТАВКА
НЕФТЕПРОДУКТОВ
И НЕФТЕХИМИИ

В октябре, когда мировые цены на нефть только начали ускорять движение вниз, многие эксперты предсказывали не долгосрочность отрицательного тренда. В декабре баррель черного золота опустился ниже $60/барр. и теперь, казалось бы, должны звучать лишь пессимистические прогнозы, однако эксперт Oilprice.com Дэйв Саммерс уверен в краткосрочности дешевой нефти.

Аналитик портала видит основную угрозу для дешевой нефти в неутихающих конфликтах на территории Северной Африки и Ближнего Востока. В первую очередь, речь идет об Ираке и Ливии.

В сентябре с.г. ливийский экспорт рухнул до 300 тыс. барр./сут. со среднесуточного показателя в 1,6 млн баррелей. Позже ситуация несколько нормализовалась и добыча выросла до 900 тыс. барр. Неожиданное появление на рынке дополнительных 600 тыс. баррелей повлияло на цены, что, в принципе, неудивительно. В это время на рынке уже был переизбыток (в первую очередь из-за увеличения производства в США), поэтому появилось ощущение возвращения времени изобилия, что подхлестнуло падение цен.

Однако сегодня это восприятие начинает меняться. Конфликт в Ливии продолжает негативно влиять на нефтяные месторождения страны. Так месторождение Шарара, на котором добывалось 300 тыс. баррелей в день, в ноябре из-за боев было закрыто. Также под угрозой закрытия находятся два экспортных нефтяных терминала, а это еще 300 тыс. барр./сут. При этом отсутствуют какие-либо перспективы урегулирования военного противостояния.

Ситуация в Ираке более оптимистична: уменьшилась угроза захвата террористами группы "Исламское государство" (ИГ, ИГИЛ – ON) нефтепровода проходящего через курдскую территорию. Однако, несмотря на заключенное недавно соглашение между иракским федеральным правительством и курдскими региональными властями, все еще ведется дискуссия по поводу объемов нефти, которые курды готовы поставлять на рынок.

Согласно соглашению по трубе будет проходить примерно 550 тыс. барр./сут. Что касается дополнительных 100 тыс. баррелей (которые имеются в наличии) то их статус неясен. Сегодня Ирак экспортирует примерно 2,51 млн барр./сут., а после запуска курдского трубопровода суммарный объем может вырасти до 3,5 млн. Этот фактор также усилит давление на нефтяные цены.

Теперь о главном. По прогнозу экспертов, наибольшее увеличение производства нефти в 2015 году произойдет не в странах ОПЕК (его члены, кстати, планируют в 2015 г. уменьшить добычу на 400 тыс. барр./сут.), а из-за роста производства "черного золота" в США. Однако проблема в том, что сланцевая нефть много дороже обычной. Кроме того, месторождения сланцевой нефти имеют довольно короткую жизнь (около года). Таким образом, чтобы поддерживать даже нынешний уровень добычи необходимо постоянно разрабатывать новые месторождения.

Согласно данным службы природных ископаемых шт. Северная Дакота для удержания текущей добычи нефти необходимо установить как минимум 225 новых буровых установок в ближайшие три года. А сегодня в штате действует 180 буровых установок, причем это число уменьшается каждую неделю. Кроме того, с каждым месяцем снижается конкуренция: сланцевую индустрию явно не устраивают сегодняшние низкие цены.

Если в следующем году произойдет падение добычи сланцевой нефти, то ожидаемый излишек между предложением и спросом на нефтяном рынке исчезнет. К тому же страны Ближнего Востока и Северной Африки фиксируют увеличение внутреннего спроса на нефть, что может спровоцировать естественное сокращение нефти из региона.

Какой из всего этого можно сделать вывод? По всей видимости, с началом автомобильного сезона в 2015 г. мировой рынок нефти столкнется с дефицитом и цены на "черное золото" начнут расти.