ПОСТАВКА
НЕФТЕПРОДУКТОВ
И НЕФТЕХИМИИ

Китай настаивает на новой схеме поставок российской нефти. В Пекине не готовы доводить мощность отвода от нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО) до плановых 30 млн тонн и предлагают России экспортировать большую часть нефти через порт Козьмино и Казахстан. В Минэнерго не видят проблем, но резко против "Транснефть", опасающаяся замораживания своих инвестиций.

Китай в 2015 году готов принять по отводу от ВСТО "Сковородино-Мохэ" 16 млн тонн российской нефти, сообщил советник президента "Транснефти" Игорь Демин. Изначально по нему предполагалось прокачивать 15 млн тонн, сейчас объем увеличен до 15,6 млн тонн. Мощность отвода должна вырасти с 2018 года до 30 млн тонн. Но, рассказал господин Демин, в связи с программой развития НПЗ на северо-западе КНР китайцы на встрече "Роснефти", "Транснефти" и PetroChina 5 июня предложили изменить схему: китайцы хотят снизить ежегодный объем прокачки по Сковородино-Мохэ до 20 млн тонн, а остальное экспортировать через порт Козьмино и Казахстан, пишет OIL.Эксперт.

"Транснефть" хочет соблюдения межправительственного соглашения от 2013 года, где оговорена, в частности, мощность отвода в 30 млн тонн. "В рамках этого плана идет глобальное строительство, а изменение параметров приведет к пересмотру инвестпрограммы и замораживанию значительных уже вложенных средств",– говорит господин Демин. "Транснефть" планирует поставлять на восток 80 млн тонн (30 млн тонн через отвод от ВСТО, остальное – на российские НПЗ и через Козьмино).

Еще 3 июня глава Минэнерго Александр Новак говорил, что Россия и Китай планируют прописать в соглашении гарантии Китая по расширению отвода до 30 млн тонн. Теперь позиция смягчилась: в четверг в Минэнерго заявили, что не считают принципиальным вопрос о затратах на отвод, так как "длина Сковородино-Мохэ не превышает 80 км" (цитата по ТАСС). В "Транснефти" парируют, что нужно оценивать не только стоимость трубы, но и затраты на расширение системы от Западной Сибири, строительство лупингов и насосных станций. По словам представителя монополии, одна станция стоит около 10-20 млрд руб. В "Роснефти" ситуацию не комментируют.

"Транснефть" видит сложности и с прокачкой 10 млн тонн нефти через Казахстан. PetroChina настаивает, чтобы сернистость здесь была снижена до 1,2% (сейчас 1,4-1,6%), но, поясняют в "Транснефти", это требует дополнительных затрат и технически труднореализуемо.

Справка OilNews

В 2014 году прибыль компании "Транснефть" сократилась в 2,6 раза.

Среди множества факторов, приведших к такому результату – невыполнение "Роснефтью" обязательств по наполнению "черным золотом" нефтепроводов и продуктопроводов, которые строит и эксплуатирует "Транснефть". Так, совет директоров "Роснефти" одобрил предварительный договор, предусматривающий транспортировку "Транснефтью" нефти "Роснефти" по трубопроводу Заполярье-Пурпе в период 2017-25 гг. в суммарном объеме до 73,96 млн тонн. Это на 56% меньше, чем было заявлено на этапах первых заявок. Между тем, "Транснефть" привлекла для строительства трубопровода значительные кредитные средства, значительная часть из которых – примерно  130 млрд руб. – уже освоена. Напомним, что оценочная стоимость магистрали составляет 211,2 млрд рублей.

Не будучи построенным, трубопровод Заполярье-Пурпе стал камнем преткновения для "Роснефти" и "Транснефти". Николай Токарев, возглавляющий "Транснефть" обвинил Игоря Сечина в том, что "Роснефть" не в состоянии заполнить ресурсами строящийся трубопровод. При этом он назвал отговорками и дымовой завесой заявления соратника Владимира Путина в том, что нефтяники не могут наполнить трубопровод жидкими углеводородами.  "Задолго до украинских событий мы были поставлены в известность о том, что сроки будут сдвигаться, и объемы сдаваемой нефти окажутся меньше", – сказал Токарев.

Между тем Китай проявляет большой интерес к росту поставок "черного золота" из Ирана после отмены "антиядерных" санкций. Как заявил замминистра нефти Исламской республики Шири Мокаддам, инвестиции Китая в нефтяную Ирана отрасль составили $20 млрд, и КНР готова вложить сюда еще $40 млрд. Только в месторождение Северный Азадеган китайская компания CNPC инвестировала $2 млрд. Об этом сообщает OilNews.com.ua.